По мнению исследователей Кембриджского университета, зрительный контакт с младенцем заставляет мозговые волны взрослых и младенцев «синхронизироваться» друг с другом, что, вероятно, поддерживает общение и обучение.
Когда родитель и младенец взаимодействуют, различные аспекты их поведения могут синхронизироваться, включая их взгляд, эмоции и частоту сердечных сокращений, но мало что известно о том, синхронизируется ли их мозговая деятельность и каковы могут быть последствия этого.
Мозговые волны отражают активность миллионов нейронов на уровне группы и участвуют в передаче информации между областями мозга. Предыдущие исследования показали, что, когда двое взрослых разговаривают друг с другом, общение проходит более успешно, если их мозговые волны синхронизированы.
Исследователи из лаборатории Baby-LINC при Кембриджском университете провели исследование, чтобы выяснить, могут ли младенцы синхронизировать свои мозговые волны со взрослыми и может ли на это влиять зрительный контакт. Их результаты опубликованы сегодня в Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).
Команда исследовала паттерны мозговых волн 36 младенцев (17 в первом эксперименте и 19 во втором) с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), которая измеряет паттерны электрической активности мозга с помощью электродов в черепной шапке, которую носят участники. Они сравнивали мозговую активность младенцев с мозговой деятельностью взрослого, который пел детские стишки младенцу.
В первом из двух экспериментов младенец смотрел видео, на котором взрослый пел детские стишки. Во-первых, взрослый, чьи мозговые волны уже были записаны, смотрел прямо на младенца. Затем она повернула голову, чтобы отвести взгляд, продолжая петь детские стишки. Наконец, она отвернулась, но ее глаза смотрели прямо на младенца.
Как и ожидалось, исследователи обнаружили, что мозговые волны младенцев были более синхронизированы со взрослыми, когда взор взрослого встречался с младенцем, по сравнению с тем, когда ее взгляд был отведен. глаза по-прежнему смотрели прямо на младенца. Исследователи говорят, что это может быть потому, что такой взгляд кажется очень преднамеренным и поэтому дает младенцу более сильный сигнал о том, что взрослый намеревается с ней общаться.
Во втором эксперименте настоящий взрослый заменил видео. Она только смотрела либо прямо на младенца, либо отводила взгляд, распевая детские стишки. На этот раз, однако, ее мозговые волны можно было отслеживать вживую, чтобы увидеть, влияли ли ее мозговые волны на модели младенца, а также наоборот.
На этот раз и младенцы, и взрослые стали более синхронизированы с мозговой деятельностью друг друга, когда установился взаимный зрительный контакт. Это происходило даже в том случае, если взрослый мог видеть младенца все время, и младенцы были одинаково заинтересованы в том, чтобы смотреть на взрослого, даже когда она смотрела в сторону. Исследователи говорят, что это показывает, что синхронизация мозговых волн происходит не только из-за того, что увидели лицо или нашли что-то интересное, но и из-за общего намерения общаться.
Чтобы измерить намерение младенцев общаться, исследователь измерил, сколько «вокализаций» младенцы произвели экспериментатору. Как и предполагалось, младенцы прилагали больше усилий для общения, издавая больше «вокализаций», когда взрослый устанавливал прямой зрительный контакт, а отдельные младенцы, которые издавали более длинные вокализации, также имели более высокую синхронизацию мозговых волн со взрослыми.
Доктор Виктория Леонг, ведущий автор исследования, сказала: "Когда взрослый и младенец смотрят друг на друга, они сигнализируют о своей доступности и намерении общаться друг с другом. Мы обнаружили, что мозг взрослого и младенца реагирует на сигнал взгляда, становясь более синхронизированным со своим партнером. Этот механизм может подготовить родителей и младенцев к общению, синхронизируя, когда говорить, а когда слушать, что также сделает обучение более эффективным."
Доктор Сэм Васс, последний автор исследования, сказал: "Мы пока не знаем, что вызывает эту синхронную мозговую активность. Мы, конечно, не утверждаем, что открыли телепатию! В этом исследовании мы изучали, могут ли младенцы синхронизировать свой мозг с кем-то еще, как взрослые. И мы также пытались выяснить, что вызывает синхронность.
"Наши результаты показали, что и взгляд, и вокализация могут каким-то образом играть роль. Но синхронизация мозга, которую мы наблюдали, была на таких высоких временных масштабах – от трех до девяти колебаний в секунду, – что нам все еще нужно выяснить, как именно взгляд и вокализация создают ее."