Согласно исследованию, опубликованному в ERJ Open Research, чем чаще подростки говорят, что видели рекламу электронных сигарет, тем чаще они употребляют и электронные сигареты, и курят табачные сигареты.
Исследование проводилось в Германии, где правила, касающиеся рекламы табака и электронных сигарет, более либеральны, чем в других частях Европы. В других странах есть строгие запреты на рекламу табака, но разрешены определенные виды рекламы и рекламных акций электронных сигарет.
Исследователи говорят, что их работа свидетельствует о том, что детей и подростков следует защитить от потенциального вреда курения и использования электронных сигарет путем полного запрета рекламы и рекламных акций.
Доктор. Юлия Хансен, старший научный сотрудник Института терапии и медицинских исследований (IFT-Nord), Киль, Германия, была соавтором исследования. Она сказала: "Всемирная организация здравоохранения рекомендует полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табака в своей Рамочной конвенции по борьбе против табака. Несмотря на это, в Германии табак и электронные сигареты все еще можно рекламировать в магазинах, на рекламных щитах и в кинотеатрах после 18:00. В других странах, хотя реклама табака может быть запрещена, правила рекламы электронных сигарет более разнообразны. Мы хотели изучить влияние рекламы на молодежь."
Исследователи попросили 6902 ученика из школ шести земель Германии заполнить анонимные анкеты. Они были в возрасте от 10 до 18 лет, средний возраст – 13 лет. Их спросили об их образе жизни, включая диету, упражнения, курение и использование электронных сигарет. Их также спросили об их социально-экономическом статусе и успеваемости в школе.
Ученикам были представлены фотографии реальных рекламных объявлений электронных сигарет с удаленными названиями брендов и их спросили, как часто они видели каждую из них.
В целом 39% учеников заявили, что видели рекламу. Тех, кто сказал, что они видели рекламу, было 2.В 3 раза чаще говорят, что они курят электронные сигареты, и в 40% чаще говорят, что курят табачные сигареты. Результаты также предполагают корреляцию между просмотром большего количества рекламы и использованием электронных сигарет и более частым курением табачных сигарет. Другие факторы, такие как возраст, склонность к сенсациям, тип школы, которую посещали подростки, и наличие друга, который курит, также были связаны с вероятностью использования электронных сигарет и курения.
Доктор. Хансен сказал: "В этом большом исследовании подростков мы четко видим закономерность: те, кто говорят, что видели рекламу электронных сигарет, с большей вероятностью скажут, что использовали электронные сигареты и обычные сигареты.
"Этот тип исследования не может доказать причинно-следственную связь, но он предполагает, что реклама электронных сигарет достигает этих уязвимых молодых людей. В то же время мы знаем, что производители электронных сигарет предлагают ароматы для детей, такие как мармелад, жевательная резинка и вишня.
"Существуют доказательства того, что электронные сигареты не безвредны, и это исследование дополняет существующие доказательства того, что просмотр рекламы электронных сигарет и использование электронных сигарет также может побуждать подростков к курению. Есть опасения, что использование электронных сигарет может стать «воротами» для курения сигарет и может способствовать развитию нового поколения курильщиков сигарет. Так что молодежь нужно защищать от любых маркетинговых акций."
Доктор. Хансен надеется продолжить изучение этой большой группы школьников, чтобы увидеть, не произойдут ли какие-либо изменения с течением времени. По ее словам, это может помочь прояснить причину и следствие рекламы, использования электронных сигарет и курения.
Профессор Шарлотта Пизингер – председатель Комитета по борьбе против табака Европейского респираторного общества и не принимала участия в исследовании. Она сказала: "Производители электронных сигарет могут утверждать, что реклама является законным способом информирования взрослых пользователей о своих товарах. Однако это исследование предполагает, что дети и молодые люди могут нести «побочный ущерб» в результате слабого регулирования рекламы электронных сигарет. Лица, определяющие политику, должны понимать, что реклама достигает подростков, и что это может не только способствовать использованию электронных сигарет, но и способствовать повышению вероятности курения и связанных с этим проблем со здоровьем."