Влияние дохода семьи на обучение детей, обусловленное гиппокампом

Новое исследование, проведенное группой исследователей из Университета Торонто (штат Калифорния), выявило область гиппокампа мозга, которая связывает низкий доход со снижением памяти и языковых способностей у детей.

Предыдущие исследования показали, что дети из семей с низким доходом в среднем имеют более низкие показатели памяти и языковых способностей, чем их сверстники с более высоким доходом.

Также известно, что область мозга, поддерживающая эти способности, называемая гиппокампом, чувствительна к хроническому стрессу, который может быть связан с более низким социально-экономическим статусом, и что он меньше по объему у детей из семей с низким доходом.

Удивительно, но предыдущие исследования не смогли показать, что гиппокамп лежит в основе разрыва в познании, связанного с доходом.

"Мы обнаружили – и что делает этот результат новым – что именно передний гиппокамп связан с различиями в познании, связанными с доходом," говорит Александра Декер, ведущий автор исследования, опубликованного сегодня в Nature Communications.

Деккер – доктор.D. кандидат кафедры психологии факультета искусств & Наука в U of T. Ее соавторы – профессора кафедры, включая соавторов Эми Финн, Кэтрин Дункан и Дональда Дж. Мабботт, который также работает в Больнице для больных детей (SickKids) в Торонто.

Декер и ее коллеги пришли к своему результату, проанализировав данные, ранее собранные из разнообразной выборки из более чем 700 детей, подростков и молодых людей, которые включали оценки памяти и словарного запаса, а также годовой семейный доход. Они также изучили МРТ участников.

Стрессы и доступность ресурсов, связанные с низким социально-экономическим статусом

Гиппокамп расположен в височной доле мозга. Как часть лимбической системы, он играет жизненно важную роль в обучении и памяти.

Предыдущие исследования связывали социально-экономический статус и снижение уровня познания, но не определяли гиппокамп как основную причину, отчасти потому, что гиппокамп рассматривался как единая однородная структура.

Результат, полученный Декер и ее коллегами, был основан на растущих доказательствах того, что гиппокамп состоит из двух отдельных областей – задней и передней. По словам Декера, "Эти регионы по-разному развиваются и играют разные роли в познании – и они по-разному чувствительны к стрессу."

Исследователи обнаружили, что более низкий социально-экономический статус был связан с уменьшением размера переднего гиппокампа, но не заднего или всего гиппокампа.

Хотя данные, использованные в исследовании, были ограничены семейным доходом, Декер и ее коллеги описывают факторы, связанные с социально-экономическим статусом, которые могут сыграть роль в этом эффекте, включая стресс и доступность материальных и нематериальных ресурсов.

"Родители из семей с более высоким доходом имеют больше возможностей брать отпуск и с меньшей вероятностью будут работать на нескольких работах," говорит Декер. "Кроме того, они, как правило, могут позволить себе участие в обучающих программах и полноценное питание."

Более того, по ее словам, дети из более низкого социально-экономического положения могут испытывать ряд факторов стресса. "Например, родители испытывают стресс из-за того, что они могут снимать квартиру, оплачивать счета и покупать продукты."

Информация для исследователей, преподавателей и политиков

Кроме того, исследователи обнаружили, что увеличение дохода способствует развитию мозга только до определенного порога.

"Взаимосвязь между доходом и передним гиппокампом кажется значительной, примерно до годового дохода семьи около 75000 долларов," говорит Декер. "Похоже, что на более высоких уровнях выгоды уменьшаются, и возникает вопрос, почему?

"Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо провести дополнительные исследования," она говорит. "Но могло случиться так, что на сумму около 75000 долларов США были удовлетворены особые потребности."

Исследователи говорят, что это открытие может быть полезно для исследователей, преподавателей и политиков, заинтересованных в укреплении мозгового и когнитивного здоровья у детей из семей с низкими доходами. Это также может дать представление о типах когнитивных процессов, которые требуют дополнительной поддержки у этих детей.

По словам Финна, который возглавляет лабораторию обучения и нейронного развития в U of T, "Эти результаты могут помочь нам понять, почему дети из семей с низкими доходами находятся в уникальном невыгодном положении по сравнению со своими сверстниками из семей с более высокими доходами по показателям когнитивных способностей.

"Понимание того, как эти факторы взаимодействуют," она говорит, "занимает центральное место в разработке средств повышения когнитивных способностей у детей из семей с низким доходом, что имеет последствия для социальной мобильности, сокращения разрыва в успеваемости и многого другого."

"Это повышает возможность," добавляет Декер, "что в конечном итоге мы сможем предотвратить – по крайней мере до некоторой степени – эти негативные воздействия на мозг. Это говорит о том, как мы могли бы изменить ситуацию."