У людей с ампутированными конечностями лучшие результаты при протезировании, если их тренируют другие люди с ампутированными конечностями

Новое исследование показывает, что инвалиды верхней конечности, которые обычно изо всех сил пытаются научиться пользоваться новым протезом, были бы более успешными, если бы их научили другие инвалиды. Чаще всего учатся, наблюдая, как человек без ампутации ног демонстрирует устройство во время сеансов физиотерапии и реабилитации. Исследование Технологического института Джорджии, в котором измерялись движения рук и анализировались мозговые паттерны, показало, что люди добиваются большего успеха, когда учатся у кого-то, кто похож на них. Статья опубликована в журнале «Нейрореабилитация и нейроремонт».

"Мы хотели увидеть, есть ли что-то, что мы могли бы улучшить в терапии, которая помогает инвалидам, – что-то, что освежит реабилитацию," сказал Льюис Уитон, доцент, который руководил исследованием и руководит лабораторией когнитивного контроля моторики Технологического института Джорджии. "Если люди с протезами не могут разобраться в этом в первые три дня, они, как правило, сдаются."

Предыдущие исследования показали, что 75 процентов людей с ампутированными конечностями считают свои протезы в первую очередь эстетическими, а 33 процента отвергают устройство, потому что оно непрактично. Плохое обучение и плохой первый опыт часто упоминаются как причины, по которым они в конечном итоге перестают носить устройство.

В исследовании участники носили протез локтя к руке (устройство с разрезным крючком) с датчиками движения, встроенными в локоть. Устройство было разработано для ограничения движений предплечья и запястья. Они также носили на голове колпачок для ЭЭГ.

В первый день участники пробовали выполнять различные задания (вращение блока, переворачивание лопатки, письмо) с помощью устройства. В течение следующих трех дней они смотрели 30-секундные видеоролики, в которых кто-то демонстрирует те же задачи. Человек на видео либо носил то же устройство, либо ничего не носил на руке. На пятый день участники снова попробовали каждое задание.

"Те, кто наблюдал за участниками с одинаковыми конечностями, показали значительно лучшие результаты после трех дней тренировок," сказал Уитон, преподаватель Школы прикладной физиологии. "Когда они повторяли задание, их движения рук были более последовательными и плавными. Те, кто смотрел только на кого-то без протеза, совсем не поправились."

Не менее важно то, что Уитон заметил разные мозговые паттерны в этих двух группах. Когда люди наблюдали, как кто-то носит протез, наиболее активными были области мозга, отвечающие за двигательное планирование. Для тех, кто наблюдал за здоровым человеком, наиболее доминирующими были визуальные области мозга.

"Когда люди с ампутированными конечностями наблюдают за кем-то без протеза, кажется, что их мозг больше озабочен тем, что он видит, а не концентрируется на том, как на самом деле выполнить задачу," сказал Уитон.

Текущее исследование включало только людей, не имеющих ампутаций, которые смотрели видео, хотя Уитон теперь повторяет его с инвалидами в своей лаборатории Технологического института Джорджии. Следующие дополнительные шаги будут пытаться определить, согласуются ли те же результаты с разными типами протезов для других частей тела.