Слушание счастливой музыки может усилить творческие способности разных людей

Согласно исследованию, опубликованному 6 сентября 2017 года в журнале PLOS ONE Симоне Риттер из Университета Радбауд, Нидерланды, и Сэму Фергюсоном из Университета Рэдбауд, слушание счастливой музыки может помочь генерировать больше инновационных решений по сравнению с прослушиванием тишины. Технологии Сидней, Австралия.

Креативность – важное качество в нашем сложном, быстро меняющемся мире, поскольку оно позволяет нам находить инновационные решения для широкого круга проблем и придумывать свежие идеи. Вопрос о том, что способствует творческому познанию, изучается давно, и хотя ранее было показано, что музыка способствует познанию, мало что известно о том, как именно прослушивание музыки влияет на творческое познание.

Чтобы изучить влияние музыки на творческое познание, исследователи попросили 155 участников заполнить анкеты и разделили их на экспериментальные группы. Каждая группа слушала один из четырех разных типов музыки, которые классифицировались как спокойная, счастливая, грустная или тревожная, в зависимости от их эмоциональной валентности (положительная, отрицательная) и возбуждения (высокая, низкая), в то время как одна контрольная группа слушала тишину. После того, как заиграла музыка, участники выполняли различные познавательные задания, проверявшие их дивергентное и конвергентное творческое мышление. Участники, предложившие наиболее оригинальные и полезные решения задачи, получили более высокие баллы по дивергентному творчеству, в то время как участники, придумавшие единственное наилучшее возможное решение задачи, получили более высокие баллы по конвергентной креативности.

Исследователи обнаружили, что прослушивание счастливой музыки, которую они определяют как классическую музыку с положительной валентностью и высоким уровнем возбуждения, способствует более разнообразному творческому мышлению по сравнению с тишиной. Авторы предполагают, что переменные, участвующие в состоянии счастливой музыки, могут повысить гибкость мышления, так что участники могли бы рассмотреть дополнительные решения, которые, возможно, не пришли бы им в голову так легко, если бы они выполняли задание в тишине.

Это исследование показывает, что творческое познание может быть улучшено с помощью музыки, и дальнейшие исследования могут изучить, как различные окружающие звуки могут влиять на творчество и включать участников из разных культур, возрастных групп и уровней музыкального опыта. Авторы предполагают, что их исследование может также продемонстрировать, что прослушивание музыки может способствовать творческому мышлению недорогими и эффективными способами в различных научных, образовательных и организационных условиях.