Новое исследование показывает, что наша склонность видеть людей и лица как личности может объяснить, почему мы такие эксперты в их распознавании. Этот подход можно изучить и применить и к другим объектам.
"Это новое исследование дополняет доказательства того, что процессы в мозге работают по-другому из-за нашего опыта с ними. Это также говорит нам, что именно в нашем опыте общения с лицами заставляет нас относиться к ним целостным образом," Изабель Готье, доцент психологии Университета Вандербильта и один из соавторов исследования, сказала:. "Эти знания могут быть полезны при разработке протоколов обучения для людей с проблемами восприятия лиц, например, для людей с расстройствами аутистического спектра."
Исследование в настоящее время находится в печати в Psychological Science. Соавторами Готье являются Алан Вонг, завершивший исследование в качестве докторской диссертации по психологии в Вандербильте, и Томас Палмери, доцент кафедры психологии. Вонг сейчас является доцентом Китайского университета Гонконга.
"Наши результаты показывают, что лицевые знания развиваются не только с любым типом опыта," Вонг сказал. "Научиться распознавать набор объектов, поскольку отдельные люди могут работать, но категоризация их на более общем уровне или обучение манипулированию ими не поможет. Мы развиваем разные виды опыта в распознавании разных объектов не только из-за их уникального внешнего вида, но и из-за того опыта, который мы с ними имели."
На протяжении десятилетий ученые обсуждали, можем ли мы лучше распознавать лица, потому что мы разработали систему мозга, предназначенную для этой задачи, или потому, что у нас есть обширная практика распознавания лиц. Исследователи согласны с тем, что мы распознаем лица как единое целое, в отличие от других объектов. Например, нам практически невозможно уделить внимание только одной части лица и игнорировать остальные, в то время как мы можем распознать автомобиль по решетке радиатора, задним фонарям или логотипу.
Предыдущие исследования показали, что люди могут овладеть навыками работы с новыми объектами, такими как автомобили, и что как только этот опыт будет получен, эти объекты также будут обрабатываться целостным образом. Но до сих пор было неясно, что именно в экспертных знаниях произвело такой целостный эффект.
В новом исследовании Вонг, Готье и Палмери исследовали этот вопрос, сравнив два разных типа тренировочных режимов с одними и теми же новыми объектами, называемыми Зиггеринами. Зиггерины были созданы только для экспериментов и не имеют реальной функции.
Одна группа научилась присваивать этим объектам уникальные имена, так же, как мы делаем это с людьми и лицами. Другая группа научилась очень быстро классифицировать объекты на основе общей структуры. Каждая группа лучше других справилась с задачей, которой ее обучали, что показывает, что разные виды перцептивного опыта могут развиваться для одних и тех же объектов. Но только группа, которая научилась индивидуализировать Зиггеринов, позже обрабатывала роман Зиггеринов целостно, как лица.
"Это исследование показывает, что не только индивидуализация является ключом к нашему опыту работы с лицами, но и что эту технику можно быстро применить к другим объектам," авторы сказали. "Для выявления отличительных черт лица, подобного опыту, не требуется 10 лет или даже 10 часов опыта."
Источник: Университет Вандербильта (новости: в сети)