Одноклассники в депрессивном состоянии кажутся лучшими помощниками, чем молодые люди, не страдающие депрессией. Более того, подавленный ученик, который помогает другому ученику, часто начинает чувствовать себя немного веселее. Это результаты докторского исследования Лоэса ван Рийзевийка (Университет Гронингена). Ван Рийзевийк провела свое исследование с помощью гранта Research Talent от NWO и использовала сбор данных SNARE, финансируемый NWO.
Когда молодые люди начинают учиться в средней школе, они сталкиваются со многими социальными, биологическими и когнитивными изменениями. Социолог Лоэс ван Рейсевийк (Университет Гронингена) попросил около 1000 молодых людей из примерно 50 классов, которые помогают им с домашним заданием, ремонтировать прокол велосипедной шины или когда они временами чувствуют себя немного подавленными.
Исследование Ван Рейсевийка показало, что многие молодые люди помогают друг другу. Интересно, что и дающие, и принимающие были более популярны в классе. Ван Рейсевик: "Таким образом, не только молодые люди, которые оказывают помощь, но и те, кто ее получает, являются социально приемлемыми. Это противоречит преобладающим теориям."
Кроме того, депрессивные молодые люди были лучшими помощниками, чем молодые люди, не страдающие депрессией. Ван Рейсевик: "Если учащиеся с депрессией помогают другим, тогда отношения помощи становятся более устойчивыми и сохраняются в течение более длительного периода времени. Возможно, это связано с тем, что молодые люди с депрессией лучше понимают проблемы других и поэтому могут лучше помочь."
По словам Ван Рийзевейка, помощь также снижает симптомы депрессии у учеников. "Возможно, учащиеся с депрессией, которые оказывают помощь, учатся на собственном совете. Или, возможно, они воодушевляются, когда обнаруживают, что их одноклассники тоже могут чувствовать себя подавленными."
Молодые люди избирательны, когда дело касается того, к кому они обращаются за помощью или кому они оказывают помощь. У большинства молодых людей есть два-три помощника-единомышленника. Девочки, например, чаще обращаются за помощью к другим девушкам, а молодые люди, находящиеся в таком же депрессивном состоянии, обращаются за помощью к другим пострадавшим.
Ван Рейсевийк советует учителям обсуждать социальные сети каждого класса с учениками. Например, и учителя, и ученики могут видеть, что ученик № 9 получает помощь от четырех учеников, тогда как ученик 17 изолирован. Согласно Рийзевейку, учитель должен сознательно объединять учеников в пары: "Учитель может попросить ученика 9 помочь ученику 17. Это позволило бы ученику 17 стать более вовлеченным в сеть через ученика 9 и, таким образом, было бы легче обмениваться помощью."