Обучение чтению улучшает зрительный мозг

Чтение – недавнее изобретение в истории человеческой культуры – слишком недавнее, чтобы специализированные мозговые сети развивались специально для него. Как же тогда люди совершают этот выдающийся подвиг?? Когда мы учимся читать, область мозга, известная как область визуальной словоформы (VWFA), становится чувствительной к письму (буквам или символам). Однако некоторые исследователи полагают, что развитие этой области занимает (и, таким образом, пагубно влияет) пространство, которое в противном случае доступно для обработки культурно значимых объектов, таких как лица, дома или инструменты.

Международная исследовательская группа во главе с Фальком Хюттигом и Алексисом Херве-Адельманом решила проверить влияние чтения на зрительную систему мозга. Команда просканировала мозг более 90 взрослых, живущих в отдаленной части Северной Индии с разной степенью грамотности (от людей, не умеющих читать, до опытных читателей), с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Находясь в сканере, участники видели предложения, буквы и другие визуальные категории, такие как лица.

Если обучение чтению приводит к "конкуренция" с другими визуальными областями в мозгу, у читателей должны быть разные модели активации мозга, чем у тех, кто не читает, и не только для писем, но и для лиц, инструментов или домов. "Ранее считалось, что переработка мозговых сетей при обучении чтению отрицательно влияет на эволюционные старые функции, такие как обработка лиц. Хюттиг и Херве-Адельман, однако, предположили, что чтение, а не отрицательное влияние на реакцию мозга на неортографические (не буквенные) объекты, может, наоборот, привести к усилению реакции мозга на визуальные стимулы в целом.

"Когда мы учимся читать, мы используем способность мозга формировать выборочные по категориям участки в визуальных областях мозга. Они возникают на той же корковой территории, что и специализации для других категорий, важных для людей, таких как лица и дома. Давний вопрос заключался в том, вредно ли обучение чтению для этих других категорий, учитывая ограниченное пространство в мозгу," объясняет Alexis Hervais-Adelman.

Переработка, вызванная чтением, не повлияла пагубно на области мозга, такие как лица, дома или инструменты – ни по местоположению, ни по размеру. Поразительно, что активация мозга для букв и лиц была более похожей у читателей, чем у тех, кто не читал, особенно в левом полушарии (левая вентральная височная доля).

"Зона визуальной словоформы (VWFA) не только не поглощает территорию своих соседей, но и накладывается на них, оставаясь зависимой от других визуальных категорий," объясняет Фальк Хюттиг. "Таким образом, обучение чтению полезно для вас," он заключает. "Он обостряет зрительные реакции мозга, помимо чтения, и в целом положительно влияет на вашу зрительную систему."