Итак, у вас был ужасный день на работе. Или счета накапливаются, а денег не хватает. Надвигающийся визит родственников, возможно?
Когда наступает стресс, многие из нас обращаются к партнеру, чтобы он помог нам справиться, будучи декой или плечом, на котором можно плакать. Ваши шансы действительно почувствовать себя лучше значительно увеличиваются, если они оба эти фактора.
Новое исследование психологов Калифорнийского университета в Санта-Барбаре показывает, что простого понимания страданий партнера недостаточно, чтобы помочь в стрессовой ситуации; вы должны действительно заботиться о том, чтобы они страдали в первую очередь.
Результаты, опубликованные в журнале Psychological Science, являются первым доказательством того, что когнитивные и аффективные формы эмпатии работают вместе, способствуя отзывчивому поведению.
"Когда люди были эмпатически точными – когда у них было точное понимание мыслей и чувств своего партнера, – они были более отзывчивыми только тогда, когда они также чувствовали больше сочувствия, больше сострадания и мотивации для внимания к потребностям своего партнера," объяснила ведущий автор Лорен Винчевски, аспирантка факультета психологии UCSB & Науки о мозге. "Люди могут предположить, что точное понимание – это все, что требуется для реагирования, но понимание мыслей и чувств партнера было полезно только тогда, когда слушатели также чувствовали себя более сострадательными и сочувствующими по отношению к своему партнеру. Когда слушатели обладали точными знаниями, но не чувствовали сострадания, они, как правило, оказывались менее благосклонными и отзывчивыми."
Отзывчивость стала важным направлением исследований в социальной психологии и психологии здоровья, поскольку данные исследований все чаще свидетельствуют о том, что чувство понимания, признания и заботы со стороны других людей имеет решающее значение для отношений и личного благополучия. Но именно то, что позволяет одному реагировать на других?
В своем исследовании Винчевски и его коллега-исследователь Джефф Боуэн, работая с профессором психологии UCSB Нэнси Коллинз, утверждали, что отзывчивость требует не только точного понимания, но и сострадательной мотивации. В частности, они выдвинули гипотезу, что понимание мыслей и чувств другого человека – когнитивный навык, известный как эмпатическая точность – будет способствовать отзывчивому поведению только в сочетании с доброжелательной мотивацией или эмпатической заботой.
Они проверили свою теорию, попросив пары обсудить ранее выявленный личный фактор или фактор стресса в отношениях – например, ревность или, как в одном случае, крайний страх одного из партнеров перед полетом. Записав на видео разговоры, исследователи смогли оценить эмпатическую точность и эмпатическое беспокойство, а также отзывчивость как в режиме реального времени, так и после завершения взаимодействия.
И как оказалось, они были правы. Когда слушатель беспокоился о своем партнере, их точность усиливала отзывчивость; но когда сострадания было мало, понимание мало помогало отзывчивости.
Согласно Винчевски, результаты показывают, что эмпатическая точность способствует отзывчивому поведению только тогда, когда у человека есть мотивация использовать это понимание для доброжелательных целей.
"Вы можете очень хорошо знать, что думает и чувствует ваш партнер – возможно, вы слышали эту историю 17 раз, битву с боссом и так далее, – но если вам все равно?" сказал Винчевский. "Наличие точных знаний при отсутствии сострадания может даже подорвать отзывчивость."
Исследователи предполагают, что ежедневные поддерживающие разговоры, подобные тем, которые они наблюдали в своей лаборатории, с течением времени информируют людей о более устойчивом восприятии реакции их партнеров. "Люди используют такие взаимодействия как средство диагностики мотивации своего партнера и его способности реагировать на их потребности," она продолжила. "“ Если вы так отвечаете мне сейчас, значит, вы так ответите мне снова в будущем? ”?Со временем у вас может появиться доверие к отзывчивости вашего партнера, или вы можете начать задаваться вопросом, желает ли ваш партнер, не говоря уже о том, чтобы он мог отвечать на ваши потребности."
Саид Коллинз, возглавляющий лабораторию тесных отношений UCSB: "Точное понимание внутреннего мира нашего партнера в сочетании с чувством сострадания позволяет нам оказывать поддержку, в которой нуждаются и нуждаются наши близкие. Но при отсутствии сострадания одной когнитивной эмпатии недостаточно.
"В этом случае," Коллинз добавил, "наше исследование показывает, что «мышление и чувство» работают вместе, чтобы помочь нам максимально поддерживать тех, кого мы любим."