Многие предметы и люди могут передавать эмоциональное значение. Например, пара шерстяных носков имеет эмоциональную ценность, если это последнее, что связала бабушка перед смертью. То же самое и со словами. Сначала имя незнакомца не имеет эмоциональной ценности, но если отношения развиваются, то это же имя внезапно приобретает положительный оттенок. Исследователи из Геттингенского университета исследовали, как мозг обрабатывает такие стимулы, которые могут быть положительными или отрицательными. Результаты опубликованы в журнале Neuropsychologia.
Ученые из Института психологии Георга Элиаса Мюллера при Геттингенском университете проанализировали, как люди ассоциируют нейтральные знаки, слова и лица с эмоциональным значением. Всего за несколько часов участники узнают об этих связях в процессе систематических вознаграждений и потерь. Например, если они всегда получают деньги, когда видят определенное нейтральное слово, это слово приобретает положительную ассоциацию. Однако, если они теряют деньги всякий раз, когда видят определенное слово, это приводит к отрицательной ассоциации. Исследования показывают, что люди усваивают положительные ассоциации намного быстрее, чем нейтральные или отрицательные ассоциации: что-то положительное очень быстро ассоциируется со словом или даже с лицом человека (как показали их недавние исследования в Neuroimage).
Используя электроэнцефалографию (ЭЭГ), исследователи также исследовали, как мозг обрабатывает различные стимулы. Мозг обычно определяет, является ли изображение или слово положительным или отрицательным примерно через 200–300 миллисекунд. "Слова, связанные с потерей, вызывают специфические нейронные реакции в зрительной коре всего через 100 миллисекунд," говорит доктор. Луиза Кульке, первый автор исследования. "Таким образом, мозг мгновенно распознает, какое новое значение имеет для нас это слово, особенно если это значение отрицательное."
Также, кажется, имеет значение, известно ли уже слово субъекту (например, "стул" или "дерево") или вымышленное слово, которого нет в языке (например, "напо" или "фоти"). Таким образом, существующее семантическое значение слова, кажется, играет роль в эмоциях, которые мы связываем с этим словом.