Как меняется мозг, когда мы учимся читать

Прямо сейчас вы читаете эти слова без особых раздумий и сознательных усилий. Во время молниеносных вспышек ваши глаза бегают по экрану слева направо, каким-то образом придавая значение тому, что в противном случае было бы серией черных волнистых линий.

Читать для вас не просто – это автоматически. Смотреть на слово и не читать его практически невозможно, потому что винтики обработки письменной речи приходят в движение, как только опытные читатели видят отпечаток.

И все же, как бы ни было заманчиво думать о чтении как о встроенном в нас устройстве, не обманывайтесь. Научиться читать непросто. Это даже не естественно.

Первые примеры письменного языка датируются примерно 5000 лет назад, что составляет небольшую часть из 60000 или более лет, которые люди потратили на разговорный язык.

Это означает, что у нашего вида не было достаточно времени, чтобы развить мозговые сети, которые предрасполагают нас к обучению грамоте. Только через годы практики и обучения мы наладили эти связи между собой.

Как мозг учится читать

Мозги постоянно реорганизуются. Каждый раз, когда мы изучаем новый навык, связи между нейронами, которые позволяют нам применять этот навык, становятся сильнее. Эта гибкость усиливается в детстве, поэтому до подросткового возраста приходится так много учиться.

Когда ребенок становится грамотным, нет "читальный центр" что волшебным образом материализуется в мозгу. Вместо этого развивается сеть связей, чтобы связать существующие области, которые ранее не были связаны. Чтение становится способом доступа к языку визуально, что означает, что оно основывается на архитектуре, которая уже используется для распознавания визуальных паттернов и понимания разговорной речи.

Путешествие слова

Когда опытный читатель сталкивается с напечатанным словом, эта информация перемещается от его глаз к его затылочной доле (в задней части мозга), где обрабатывается, как и любой другой визуальный стимул.

Оттуда он попадает в левую веретеновидную извилину, также известную как мозговая извилина "почтовый ящик". Здесь черные волнистые линии распознаются как буквы в слове. Почтовый ящик – это особая остановка на пути слова, потому что он развивается только в результате обучения чтению. Его нет у очень маленьких детей или неграмотных взрослых, и он меньше активируется у людей с дислексией, у которых есть биологические различия в том, как их мозг обрабатывает письменный текст.

Слова и буквы хранятся в почтовом ящике – не как индивидуально запоминаемые формы или узоры, а как символы. Вот почему опытный читатель может быстро распознать слово, независимо от шрифта, cAsE или

шрифт

.

Затем информация перемещается из почтового ящика в лобные и височные доли мозга, чтобы определить значение слова и произношение. Эти же области активируются, когда мы слышим слово, поэтому они специализируются на языке, а не только на чтении и письме.

Поскольку информация может перемещаться по синаптическим каналам опытного читателя так быстро, весь путь занимает менее полсекунды.

Но что происходит в мозгу пятилетнего ребенка, дороги которого еще строятся??

Растущий мозг

Для маленьких детей процесс перехода от печатного текста к значению идет медленно и требует усилий. Отчасти это связано с тем, что начинающие читатели еще не накопили запас знакомых слов, которые они могли бы распознать в лицо, поэтому вместо этого они должны "звучать" каждая буква или последовательность букв.

Каждый раз, когда дети практикуются в расшифровке слов, они создают новые связи между визуальной и устной речевыми областями мозга, постепенно добавляя новые буквы и слова в важнейший почтовый ящик мозга.

Помните, когда опытный читатель узнает слово в лицо, он обрабатывает буквы в этом слове, а не его форму.

Таким образом, обучение грамоте может способствовать обучению детей, подчеркивая символическую природу букв – другими словами, обращая внимание на взаимосвязь между буквами и звуками речи.

Здесь данные исследований изображений мозга и образовательных исследований сходятся, чтобы показать, что раннее обучение акустике может помочь построить эффективную сеть чтения в мозгу.

Что может ожидать в будущем развитие грамотности?

По мере развития технологий наше определение того, что значит быть "грамотный". Молодому мозгу теперь необходимо адаптироваться не только к письменному языку, но и к быстро меняющимся средствам массовой информации, посредством которых письменный язык представлен.

Только время покажет, как это повлияет на развитие загадочной бежевой губки между нашими ушами.