Эксперт говорит, что чувство вины – здоровая часть развития ребенка

Никто не любит чувствовать себя виноватым, но профессор психологии U of T Mississauga Тина Мальти говорит, что развитие чувства вины в детстве является важной и здоровой частью личностного роста.

"Как и сочувствие, моральная вина – это здоровая эмоция," – говорит Мальти, изучающий эмоциональное и социальное развитие детей в Лаборатории социально-эмоционального развития UTM. "Дети познают чувство вины в ситуациях, когда они нарушают важные правила или социальные обязательства, например, не воровство или помощь другим. Чувство вины помогает ребенку воздерживаться от агрессии и другого антиобщественного поведения. Мы считаем, что это важная эмоция, потому что она также создает мотив для репаративного поведения."

В исследовании, опубликованном в журнале «Развитие ребенка», Мальти сообщает о результатах шестилетнего лонгитюдного исследования, в котором изучалось, как сочувствие, чувство вины и моральное мышление помогают детям усвоить концепции сотрудничества и другие просоциальные формы поведения. Мальти и ее команда собрали данные о 175 детях, их семьях и учителях и обнаружили, что чувство вины играет важную роль в помощи детям в развитии просоциального поведения.

По словам Мальти, окно от трех до семи лет является важным периодом, когда когнитивное развитие ребенка позволяет ему понять, что другой человек может быть несчастен из-за его собственного поведения. До этого периода они не могут полностью понимать чувства окружающих.

"В это время у детей все больше развивается способность контролировать свои собственные импульсы и эмоции, что помогает им размышлять и изменять свои чувства," Мальти говорит. В то же время они лучше координируют свои эмоции со своими мыслями. ""Это создает множество возможностей для обучения, которые необходимы для развития навыков, ориентированных на других, таких как сочувствие и доброта. Вы должны понимать, что чувствуют другие в результате вашего собственного поведения."

"Дети узнают, что нельзя навредить другим или забрать игрушку," она говорит. "Повышение когнитивного развития позволяет им понять, что кто-то недоволен своим поведением, они понимают, что должны проявлять раскаяние и предпринимать коррективные действия, такие как возвращение игрушки или угощение, чтобы извиниться."

Родители и опекуны могут помочь вызвать чувство вины здоровым образом, помогая ребенку понять связь между их действиями и эмоциональными последствиями. "Например, если ребенок крадет угощение у другого ребенка, родитель может указать, что жертва с нетерпением ждала его съесть, но теперь ему грустно, потому что ребенок забрал его," она говорит. "Установление связи между действием и грустью друга помогает ребенку задуматься о собственном поведении." Однако между действием и последствиями должна быть четкая связь, – говорит она. "Винить вину за что-то, что ребенок не может контролировать [например, развод родителей], – нехорошо."

"Это правила поведения, которые полезны в повседневной жизни и очень полезны, чтобы научиться жить вместе мирно. Но если у вас слишком мало или слишком много, это может нанести вред нам и другим."