Даже неосознанно звук помогает нам видеть

«Представьте, что вы играете в пинг-понг с другом. Ваш друг делает подачу. Информация о том, где и когда мяч коснулась стола, предоставляется зрением и слухом. Ученые полагают, что каждое из органов чувств дает оценку, имеющую отношение к задаче (в этом примере, о месте или времени удара мяча), а затем эти голоса подсознательно объединяются в соответствии с правилами, которые учитывают, какое ощущение более надежно. И вот как чувства взаимодействуют в том, как мы воспринимаем мир. Однако наши результаты показывают, что органы слуха и зрения могут также взаимодействовать на более базовом уровне, прежде чем каждое из них даже даст оценку », – говорит Ладан Шамс, профессор психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и старший автор нового исследования, опубликованного в декабрьский номер журнала «Психологическая наука», издаваемого Ассоциацией психологических наук. «Если мы думаем о системе восприятия как о демократии, где каждое чувство похоже на человека, голосующего, и все голоса подсчитываются (хотя и с разным весом) для принятия решения, то наше исследование показывает, что избиратели разговаривают друг с другом и влиять друг на друга еще до того, как каждый проголосует.”

«Чувства влияют друг на друга по-разному, – говорит когнитивный нейробиолог Робин Ким. Есть связи между слуховой и зрительной частями мозга и на когнитивном уровне. Когда информация от одного чувства неоднозначна, другое чувство может вмешаться и прояснить или подтвердить восприятие. Теперь, впервые, Ким, Меган Питерс и Ладан Шамс, работающие в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, продемонстрировали поведенческие доказательства того, что это взаимодействие происходит на самых ранних этапах работы восприятия, а не непосредственно перед тем этапом логического принятия решения, но до предсознательной комбинации сенсорной информации.

Чтобы продемонстрировать, что одно чувство может влиять на другое еще до восприятия, исследователи показали 63 участникам набор точек на экране в два этапа с паузой между ними. На одном этапе точки перемещались случайным образом; в другом – некоторые пропорции сдвинулись справа налево. Участники должны были указать, в какой фазе точки перемещались вместе по горизонтали. В эксперименте 1 испытуемые были разделены на три группы. Пока они смотрели на точки, одна группа слышала звук, движущийся в том же направлении, что и точки справа налево, и неподвижный звук в случайной фазе. Вторая группа слышала одинаковый звук справа налево в обеих фазах. Третья группа слышала одинаковый звук в обеих фазах, но он двигался в направлении, противоположном точкам. Во втором и третьем условиях, поскольку звук был одинаковым в обеих фазах, он не добавил никакой полезной для восприятия информации о том, в какой фазе есть точки, движущиеся влево. В эксперименте 2 каждый участник испытал испытания во всех трех условиях.

Результаты: все получилось лучше всего при первом условии – когда звук двигался только в фазе движения влево. Звук встречного движения не усиливал и не ухудшал зрительное восприятие. Но, что удивительно, неинформативный звук – тот, который двигался влево как с точками, движущимися влево, так и когда точки перемещались случайным образом, – помог людям правильно воспринимать, когда точки перемещаются из одной стороны в другую. Усиление слуха улучшает зрение, хотя дополнительное чутье не может помочь им сделать выбор.

По словам Ким, исследование должно помочь нам понять сложность наших органов чувств. «Большинство из нас понимают, что запах влияет на вкус. Но люди склонны думать, что то, что они видят, – это то, что они видят, а то, что они слышат, – это то, что они слышат.«Результаты этого исследования предлагают« дополнительные доказательства того, что даже на бессознательном уровне зрительные и слуховые процессы не так просты », – говорит она. «Восприятие на самом деле очень сложная вещь, на которую влияет множество факторов.”

«Это исследование показывает, что, по крайней мере, в том, что касается восприятия движущихся объектов, слух и зрение глубоко взаимосвязаны до такой степени, что даже когда звук совершенно не имеет отношения к задаче, он все равно влияет на то, как мы видим мир», – говорит Шамс.