Антисоциальные мальчики, которые злоупотребляют наркотиками, нарушают законы и действуют безрассудно, – это не просто "плохой" Дети. Согласно новому исследованию, проведенному учеными из Медицинской школы Университета Колорадо, у многих из этих мальчиков может быть неисправный мозг.
"Реакция мозга на повседневные награды и наказания постепенно направляет решения большинства молодых людей в соответствии с правилами общества. Однако, когда эти серьезно обеспокоенные дети испытывают награды и наказания и принимают решения, их мозг явно перестает работать," сказал Томас Кроули, доктор медицины, профессор психиатрии Медицинской школы и ведущий автор исследования. "Наши результаты убедительно свидетельствуют о том, что нарушение функции мозга лежит в основе их частого несоблюдения правил, принятия мудрых решений и предотвращения рецидивов обратно к употреблению наркотиков и антиобщественным действиям."
Ученые, включая сотрудников Университета Колорадо в Боулдере и Университета Мэриленда, изучили 20 мальчиков-подростков. В среднем они находились на испытательном сроке 139 из последних 180 дней; 19 из 20 имели психиатрический диагноз расстройства поведения, и все имели диагноз расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ. Однако при изучении они воздерживались в среднем около пяти недель. Их сравнивали с 20 другими мальчиками, у которых не было серьезных антиобщественных проблем или проблем с наркотиками, но которые были примерно того же возраста, этнической принадлежности и места проживания.
Все играли в компьютеризированную рискованную игру, в которой постоянно предлагался выбор между осторожным и рискованным поведением: нажмите левую кнопку и всегда выигрывайте один цент, или нажмите правую кнопку и либо выиграете пять центов, либо проиграете десять центов. Ученые изучали активацию мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), когда мальчики решали нажимать вправо или влево, а затем, когда они переживали победы или поражения после нажатия правой кнопки мыши.
Активация мозга резко различалась в двух группах. Передняя поясная кора отслеживает изменение вознаграждений и наказаний, а затем отправляет эту информацию в другую область мозга (дорсолатеральную префронтальную кору), которая регулирует выбор одного из возможных вариантов поведения. Во время принятия решений асоциальные мальчики обладали значительно меньшей мозговой активностью, чем нормальные, в обеих этих областях, а также в других областях принятия решений (орбитофронтальная кора, миндалина, островок).
В целом, во время принятия решений около 6000 вокселей (воксель – это крошечный куб в мозгу) у асоциальных мальчиков активируется значительно меньше, чем у мальчиков сравнения. У асоциальных мальчиков больше нет вокселей. Такая недостаточная активность во время принятия решений может способствовать расторможенному антиобщественному поведению и поведению, связанному с употреблением наркотиков.
Как и предсказывали другие, не связанные с исследованием, у асоциальных мальчиков также была дисфория, хроническое печально-тревожное состояние, с "нечувствительность к вознаграждению"; в игре их мозг меньше, чем мозг сравниваемых мальчиков, реагировал на победы. У них также было "наказание гиперчувствительность", с большей реакцией мозга на потери, чем мальчики из сравнения.
Интересно, что количество рискованных нажатий правой кнопкой было одинаковым в двух группах. Ученые предполагают, что это произошло из-за того, что игра заставила мальчиков размышлять в течение нескольких секунд, прежде чем нажать любую кнопку.